Запущенный в массовое производство, после пятого Юпитера, в 1987 году мотоцикл ИЖ Планета-5 вобрал в себя все новое, что подсказала эксплуатация предыдущих моделей, в том числе ИЖ Планета спорт (ПС). Видимо поэтому модель Планета-5 обладает особой популярностью в среде отечественных байкеров.
Превосходство над всеми остальными собратьями П-5 приобрел благодаря более продвинутому экстерьеру. Казалось бы, чем можно удивить в облике щитков и бака, тем не менее, эти детали смотрятся действительно стильно. Причем это ведь не дизайнерская работа, а мотоцикл, стоящий на конвейере. Одна из основных деталей - седло, теперь выглядит значительно красивее и внушительней, чем раньше. Посадка теперь удобней.
В отличие от Юпитера-5 двигатель так и остался двухтактным одноцилиндровым. По статистике этот двигатель значительно превосходит капризный двухцилиндровый своей надежностью. Мощность в 22 силы достаточна для этого тяговитого движка, который в состоянии вывезти седока на любую гору. Расход топлива в 5 литров при скорости 90 км в час демонстрирует хорошую экономичность.
Если говорить конкретно о тюнинге мотоцикла ИЖ Планета-5, то, как и во всех мотоциклах, вопрос касается тюнинга экстерьера и тюнинга основных узлов и агрегатов (двигателя и выхлопной системы).
Можно, по мнению некоторых экспертов, пойти по следующему общему пути. Прежде всего, убрать с рамы все "лишние” детали, утяжеляющие всю конструкцию. Изменить конструкцию рамы. Для большего хода заднего колеса можно поставить длинноходовые амортизаторы. Уместна будет явовская вилка с увеличенным ходом. Внести изменения в резонатор для того, чтобы он начинал работать с оборотов в 4000 – 5000.
Не производя кардинальных изменений в двигателе ИЖ Планеты-5, все же лучше перепрессовать коленвал. В ходе разборки не забыть посеребрить нижний сепаратор и верхнее кольцо. Центровка и балансировка не должны требовать напоминания – это сугубо обязательная задача.
Замена коренных подшипников коленвала на подшипники от вторичного вала Явы позволит значительно повысить ресурс этого узла. Повышение ресурса, да и качество их работы компенсирует немалую цену новых подшипников.
На следующем шаге для увеличения рабочего объема цилиндра необходимо срезать верхнюю часть цилиндра и расточить гильзу до 76 мм. Под этот размер встанет поршень от ПС (ИЖ Планета Спорт). Окна и продувку трогать не надо, поскольку поршень от ПС автоматически изменяет угол фаз. При этих изменениях двигатель ведет себя совсем по-другому. Опытный образец, с которым работал один из экспертов, показал после тюнинга скорость в 160 км. Трасса не позволила установить истинные возможности форсированного движка. При этом мощностной испытательный стенд показал эффективную мощность двигателя 42 силы при 5950 оборотов. Получился просто кроссовый ПС 500, которые давно сняты с производства.
Не следует забывать о том, что форсированный двигатель не вписывается в ресурс стандартной цепи, задней резины и диска сцепления (корзина с ПС не становится). Стандартное сцепление в обычных условиях работает очень надежно. Но в условиях повышенных нагрузок и агрессивного стиля езды, который подразумевается после форсирования двигателя, значительно увеличивается и нагрузка на диски с последующим выходом их из строя. Один из экспертов рекомендует один из дисков вынуть и установить утолщенные металлические диски. Обеспечить более сильное закручивание пружин. При этом проскальзывания не будет, а потяжелевшее выжимание сцепления компенсируется новыми возможностями стального коня.
В одном из вариантов тюнинга двигателя ИЖ Планеты-5 можно использовать схему наддува, которая использовалась в довоенных спортивных мотоциклах с двухтактным двигателем. Но это достаточно сложный путь, хотя результат может быть значительный и это реальная задачка для профессионального механика.