Как таковой, скутер сконструирован, чтобы максимально мобильно и без проблем передвигаться на небольшие расстояния - что и следует из его названия (Скутер в переводе на русский - скользящий). А потому его устройство несколько специфично. Итак, вашему вниманию инструкция по устройству скутера.
Устройство скутера и его основные узлы.
Устройство скутера с точки зрения организации его основных узлов можно рассмотреть с помощью рисунков ниже.
Управление скутером осуществляется, как правило, тремя элементами: ускорение - 1) ручка газа; тормоз - 2) задний и 3) передний. Из двух рулевых ручек скутера - ручка газа правая. Тормоза с обоих сторон; задний и передний - справа или слева, каждый производитель решает сам, как устроить.
Кроме того, на рулевой панели (если можно так выразиться ) устроились датчики, управляющие кнопки и переключатели (см рисунок). Обычно так: слева - клаксон (1), поворотники (2), переключатель ближнего/дальнего света (3); справа - электростартер (4), свет вкл/габариты/выкл (5), и иногда стоп-кнопка-переключатель (ей можно заглушить двигатель не выключая зажигание, но и не заведёшь, пока не включишь обратно) (6). Цифрой 7 обозначен регулятор натяжения тросика газа. На моём скутере есть еще кнопки управления электронными часами. Из датчиков - спидометр, иногда тахометр, датчик уровня топлива, на двухтактниках почти всегда присутствует датчик уровня масла в маслобаке, индикаторы света, поворотников. Также, у скутеров с гидравлическими тормозами, обычно на руле располагается "тормозной бачок" (8), - по нему определяется уровень тормозной жидкости.
Для чего в устройстве скутера двигатель, думаю объяснять не нужно. Скутер может быть оснащён двухтактным или четырёхтактным двигателем - в зависимости от этого устройство скутера может дополняться дополнительными узлами, например, маслонасос для двухтактного двигателя. (Ну, дизельные, роторные и реактивные двигатели на скутеры пока не ставят. По крайней мере, серийно :) ). Но на общий принцип устройства и организации скутера это не влияет.
Готовить горючею смесь в устройстве скутера назначен карбюратор. Обычный карбюратор, приспособленный к особенностям устройства скутера.
Трансмиссионная часть скутера зачастую представлена тремя узлами:
Роль коробки передач в устройстве скутера с блеском исполняет вариатор - автоматическая, бесступенчатая трансмиссия. Плюс устройства вариатора скутера в том, что вариатор позволяет забыть о переключении скоростей, а регулировать ускорение - исключительно уровнем "педали газа". Словом, обеспечивает максимальное удобство. Собственно, для этого он и изобретён. Хотя бывают скутеры с настоящей механической четырёхступенчатой коробкой передач, причём даже с двигателем объёмом 50 куб. см. Но такие скутеры, я бы сказал, из разряда эксклюзивных. Кроме того, встречаются скутеры сцепным приводом трансмиссии, но это тоже из ряда "тяжёлых случаев".
Если кроме ручек газа и тормоза других управляющих педалей и рычагов в устройстве скутера нет, то как же работает сцепление? Устройство сцепления скутера - центробежное автоматическое. То есть, не нужно ничего нигде нажимать - сцепление сработает автоматически при повышении оборотов двигателя скутера. У скутеров же с механической коробкой передач устройство сцепления не автоматическое, тут уже работает обыкновенное механическое сцепление.
И третий узел из общества трансмиссионных - редуктор. В общем-то, ничего принципиально нового в устройстве редуктора скутера нет, он служит для передачи крутящего момента непосредственно на заднее колесо с постоянным передаточным числом.